Сказкотерапия – лучшие сказки для борьбы со страхами детей

Сказки.Рассказы.Стихи

Терапевтические сказки.Сказкотерапия для детей

У психологов существует много способов для лечения детских комплексов и страхов, но один из самых любимых форм работы является сказкотерапия. Именно при помощи сказки дети в игровой манере могут избавиться от страхов, побороть боязнь, стать уверенным и самостоятельным.
Решить проблемы и справиться с возникшими жизненными трудностями помогут терапевтические сказки. Они гораздо результативнее всяческих уговоров родителей. Хорошая сказка на самом деле творит настоящее чудо.
Терапевтические сказки для младших школьников помогут бороться с различными трудностями, связанными с учебой и общением с одноклассниками (сверстниками). Примерный возраст ребенка: 5-11 лет.
Так откуда же появляются детские страхи? Может, вылезают темной ночью из ящика с игрушками или из стенного шкафа? Дети часто фантазируют и придумывают их подобным образом. В темной детской комнате страх может притаиться везде. И под одеялом, и под кроваткой, и за батареей. Существует много способов борьбы со страхами, но сегодня мы рассмотрим те сказки, которые каждый родитель может прочитать или рассказать своему малышу дома.

Психологи выделяют страхи по возрастам:

2-3 года дети испытывают ночные страхи, боятся животных;
в 4 года пугаются сказочных персонажей и насекомых;
в 5-6 лет катастроф, школы, пожаров, несчастий;
в 7-8 лет — умереть и смерти близких.

Еще в древности считалось, что сказка лечит душу человека. А еще сказка учит жизни, и в сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять (не так обидно, не так больно). Множество авторов-психологов придумали свои терапевтические сказки и рассказы на все случаи жизни, а родителям остается лишь выбирать те, которые окажут помощь ребенку.

Терапевтическая сказка – это сказочная история, построенная определенным образом с учетом конкретных страхов и особенностей ребенка. В таких историях очень важен главный герой, который встречается со своими страхами лицом к лицу. Ведь чем больше знаешь о том, что пугает, тем меньше боишься. По ходу действия главный герой может преодолевать разные препятствия или встречаться с монстрами и чудовищами. Дети с большим энтузиазмом воспринимают истории, где есть персонажи с теми же самыми проблемами, что и у них. Контекст этой истории может быть совсем непохожим на реальную жизнь, поскольку в сказке вполне уместны чудеса и необыкновенные события. Самое главное, чтобы в конце истории главный герой преодолел все препятствия и победил страхи.

Часто в терапевтических сказках присутствуют добрые помощники, спешащие на помощь герою. Главного героя могут защищать члены его семьи или животные, волшебные предметы или сказочные персонажи. Они могут наделять его силой и специальными умениями. В терапевтических сказках часто звучат темы дружбы и любви, и одним из основных посланий ребенку является то, что окружающий мир проявляет доброту к человеку.

Из терапевтических сказок ребенок узнает, что главному герою помогает и его собственная внутренняя сила. Это могут быть сказки о проснувшейся самостоятельности, вовремя подоспевшей смелости или об обретенной храбрости. Для страхов непереносимо, если герой способен побороться с ними один на один, за счет собственных ресурсов, качеств, умений. Поскольку ребенок отождествляет себя с главным героем, знание его сильных сторон подает пример, придает решимости и поднимает дух ребенку.

Сказкотерапия, игры и рисунки. Как бороться с детскими страхами

Сказкотерапия, игры и рисунки. Как бороться с детскими страхами

Все родители рано или поздно сталкиваются с детскими страхами. Иногда это что-то мимолетное и проходит само собой. Иногда нет, и у детей возникают устойчивые страхи, с которыми они сами не могут справиться. Может ли родитель сам помочь ребёнку преодолеть такие трудности? Психолог Лариса Милова говорит: да, если родитель готов узнать и попробовать что-то новое.

С чего начать

Надо понимать, что если страх сильный и сохраняется продолжительное время, то это, скорее всего, не просто страх, а вершина айсберга какой-то эмоциональной трудности ребёнка. Какой именно — разобраться сразу даже специалисту бывает непросто. Поэтому хорошо бы внимательно и аккуратно обращаться с той информацией, которую предоставляет ребёнок, а не отмахиваться словами «ничего страшного, само пройдет» или «перерастёт».

  • Страхи бывают нормативные, то есть соответствующие определённому возрасту ребёнка. Их действительно перерастают, когда дозревают соответствующие психические процессы. Дети начинают сами понимать такие страхи и справляться с соответствующими эмоциями.
  • Бывают страхи по возрасту, но количество их зашкаливает. С таким багажом маленькому человеку жить непросто, поэтому не удивляйтесь, если ребёнок просыпается ночью в ужасе и бежит к вам в постель.

Подробнее о причинах страхов и их нормативном количестве в каждом возрасте можно узнать из книги А. Захарова «Дневные и ночные страхи у детей». Если вы хотите на какое-то время стать психотерапевтом своему ребёнку, имеет смысл эту книгу прочитать — она очень толковая, написана простым языком, содержит методику работы со страхами и полезные рекомендации.

Чек-лист для поэтапной коррекции страхов

1 этап. Не игнорируйте

Начинать нужно с искоренения представления (если оно, конечно, у вас есть) о том, что чем меньше говоришь о травмирующей ситуации или страхах с ребёнком, тем ему будет легче и он скорее все забудет. Это не так. Так вы скорее вырастите невротика, обуреваемого кошмарами.

Если вы не разговариваете с сыном или дочерью о том, что их тревожит, чего они боятся, то вместо облегчения происходит усиление симптомов, потому что дети остаются один на один со своими тревогами. Поэтому внимательно выслушивайте ребёнка, если он говорит о том, чего боится, переспрашивайте, задавайте уточняющие вопросы: «А какое привидение тебе снится? Оно большое? Как оно выглядит? У него цветная одежда или однотонная? Что делаешь ты в этом сне?» и тому подобные.

2 этап. Не отрицайте

Ни в коем случае не начинайте убеждать ребёнка, что всего этого не существует, не смейтесь над тем, что он вам рассказывает. Поставьте себя на его место: представьте на минутку, что у вас в шкафу кто-то живёт, вы слышите его и даже иногда видите. Но все вокруг отрицают это и подсмеиваются над вами. Чувствуете, как становится ещё страшнее? То-то же!

3 этап. Воплощайте

Предложите ребёнку нарисовать страх (или сон, если речь идёт о нём). Не вмешивайтесь в творчество, не критикуйте, не подсказывайте. Поддерживайте простыми словами «ого!», «вот это да!», «ну надо же!» «как интересно!», проявляйте заинтересованность, включитесь в процесс. Рисование — это один из этапов работы со страхами.

4 этап. Рисуйте «безопасные» рисунки

Предложите ребёнку подрисовать что-то изображению, что-нибудь добавить в рисунок, чтобы стало не так страшно. Например, привидение можно украсить бантиками, а страшного волка посадить на цепь или в клетку. Обычно дети с этим неплохо справляются.

Будьте на одной эмоциональной волне с ребёнком: смейтесь, если он смеется, хмурьтесь, если он серьёзен и угрюм

Это поможет ему почувствовать себя в безопасности рядом с вами.

5 этап. Уничтожайте страхи

Спросите у ребёнка, что он хочет сделать с этим рисунком: разорвать, скомкать и выкинуть и т. д. В моей практике были дети, которые просили помочь сжечь эти рисунки и даже закопать во дворе. Некоторые просили меня запереть эти образы в ящике моего стола, после чего с облегчением уходили с родителями домой.

Альтернатива рисованию страхов

Неплохо работает метод рассказывания историй. Почитайте в интернете про методику Р. Гарднера или поищите статьи по запросу «Методики рассказывания историй с детьми».

Рассказывание историй — эффективный метод при проработке не только страхов, но и других трудностей. Кроме того, этот метод показывает ребёнку, что у него есть поддержка в вашем лице.

Можно сочинять рассказы на острые для ребёнка темы, добавляя предложения по очереди или целыми смысловыми частями. Кстати, этим можно заниматься в дороге: в машине, на прогулке или по пути из детского сада, школы, магазина.

2. Сказкотерапия

Со страхами у детей хорошо работает метод сказкотерапии. Если вы хотите попробовать себя в роли не просто рассказчика, а сказочника-целителя, возьмите себе в помощники книгу «Жила-была девочка, похожая на тебя», автор — психолог Д. Бретт (Австралия). На мой взгляд, эту книжку должен прочитать каждый заботливый родитель — в ней есть примеры, рецепты и рекомендации, что говорить ребёнку, который попал в трудную ситуацию.

3. Ролевые игры

  • Попробуйте разыгрывать сценки на столе или на полу, используя небольшие игрушки. Конечно, это должны быть истории про то, чего ребёнок боится, ведь именно с этим страхом мы решили работать. Можно иногда помогать ребёнку, показывая те модели поведения, которые будут эффективными, чтобы победить страх.
  • Дети любят ролевые игры, а значит, можно разыграть живую сценку (не игрушками), где ребёнок выступает в роли своего пугающего персонажа, а вы — тот, кто боится. Бойтесь натурально — обычно это очень поддерживает и заводит детей!
  • И последний, самый важный этап (этот способ хорошо описан в книге А. Захарова, о которой я писала выше) — вы играете роль страха, а ребёнок сражается и побеждает вас. В этом месте будьте готовы к тому, что ребёнок может вас кусать и бить совсем не по-детски. Не ругайте его за это и не ограничивайте, ведь сила выражения эмоций часто зависит от того, как долго человек в себе копил и носил всё это.

Если вам хватило терпения и вы планомерно следовали инструкциям, не отчаиваясь по дороге, то:

  • ваш ребёнок освободится от страха и мешающих развитию сильных эмоций,
  • вы получите уверенность в том, что в любой момент сможете поддержать своего отпрыска и помочь ему справиться с трудностями.

Если вы уже помогали детям справляться со страхами, поделитесь в комментариях своими находками и методами, которые работали в вашем случае.

Рекомендованная литература для родителей по теме борьбы с детскими страхами:

  1. А. Захаров «Дневные и ночные страхи у детей»;
  2. Д. Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя»;
  3. Р. Гарднер, Методика сочинения историй.

Фото: Shutterstock (Everett Collection)

Сказки для сказкотерапии

Терапевтический эффект — снизить детскую тревожность по поводу страха темноты.

Сказка для сказкотерапии для детей дошкольного возраста: «Страшный Страх»

В темном лесу жил маленький Страх Страшный. И такой он был интересный — боялся всего сам. Треснет где ветвь, а он, аж подпрыгивает. Но каждую ночь он должен был ходить в город и пугать детей — работа у него такая была, и он ее вежливо выполнял. Пока добирался, весь потел и дрожал, как лист на ветру, так ему было страшно.

Других пугал Страх для того, чтобы не испугали его. Но он не знал, что другие и не собирались его пугать. Поэтому продолжал свое дело, ответственно относился к работе. Побеждая пугливость, страх каждый вечер ходил в город.

В городе высились большие, высокие здания, в каждом из которых было по 100 квартир. И каждую квартиру, где жили дети, надо было обойти и напугать малышей воем, мерцанием света или просто черной темнотой. Все детки начинали бояться. Прятались под одеялом, бежали друг к другу в кроватки, включали свет или просили родителей с ними спать. Представляли себе различные ужасы, монстров, чудовищ, людоедов.

В одной из квартир жила смелая девочка Аня. Ей надоело бояться и скрываться от страха. Хотя Аня и была смелой, но все же ей было не по себе. И решила она однажды узнать, что это за страх такой всех пугает. Взяла с собой фонарик и палку, чтобы проучить того, кто всем детям по вечерам не дает покоя. Оделась в темный плащ, в сапожки и вышла в подъезд. Через некоторое время увидела странного человечка. А может и не человечка, а гномика. Тот стоял посреди двора так, чтобы было удобно работать и захватить побольше окон детских комнат.

Аня заметила, что Страх выглядел странно, весь дрожал и постоянно бормотал что-то себе под нос. У него были короткие и сухенькие ручки, кривоватые ножки, на голове большая меховая шапка, хотя на улице была весна. Такой вид вызвал у Ани сожаление к этому старому дедушке, а не страх или ужас. Даже захотелось познакомиться со стариком.

Аня, как воспитанная девочка, сделала шаг из темноты навстречу и поздоровалась:

— Добрый вечер, дедушка!

-Здравствуйте — испуганно ответил Страх Страшный и сел на землю, ноги отказались его держать.

— А что вы здесь делаете в такое позднее время? — спросила Аня.

— Я . я . я . работаю . — запинаясь, ответил Страх.

— Давайте познакомимся, — смело продолжила Аня.

У Страха в голове мелькнула мысль о том, что, наконец, у него появится друг или просто человек, с которым можно будет поговорить и поделиться своими мыслями. Говорили они весь вечер, пили чай с печеньем дома у Ани. Страх Страшный рассказал о своей нелегкой жизни, работе.

Аня внимательно слушала и думала:

— Надо же как, если бы я продолжала бояться и не осмелилась бы на отчаянный шаг, то до сих пор дрожала бы в своей кроватке под одеялом. А так я встретила Страх, познакомилась с ним и подружилась. Узнала, что сам Страх не такой уж и страшный, а даже приятный.

А сколько он знает интересных историй о лесных жителях!

В ту ночь и много ночей спустя дети спали спокойно. Страх Страшный теперь работал сказочником. Ему очень нравилась его работа. Детки ждали его и внимательно слушали истории о приключениях, а потом спокойно засыпали.

Сказкотерапия – лучшие сказки для борьбы со страхами детей

В последнее время я стала часто задумываться о возможностях сказкотерапии при лечении различных детских страхов. К счастью, сейчас у моей дочки нет каких-то особенно серьёзных страхов, с которыми мне было бы необходимо бороться, но мы победили пару из них, и сказки, конечно, сыграли в этом свою роль. Дочка боялась огня и походов в театр (достаточно редкий страх), причин последнего мне так и не удалось найти.

Мысли о детских страхах и их терапии снова стали приходить мне в голову, поскольку я сейчас стала писать сказки и для других детей, сталкиваться с тем, что у разных детей совершенно разное восприятие мира, разные чувства и разные страхи. Кто-то без причины боится собак, другой темноты, а третий даже рта не открывает в присутствие чужих людей. На самом деле, я уверена, что причины существуют. Просто они не всегда лежат на поверхности. Возможно, родители, хорошо знающие своего ребёнка, смогут разобраться, откуда ветер дует. Можно также обратиться к психологу, который вам поможет. В большинстве случаев, мы всё-таки не можем понять, откуда у нашего ребёнка возник тот, или другой страх. Да и к детскому психологу идём только, когда возникают действительно серьёзные проблемы.

Поэтому возникает вопрос, что же делать с этим небольшим (на наш взрослый взгляд), но мешающим ребёнку страхом. Представьте, как сложно малышу в одиночку бороться, например, со страхом темноты, одиночества (ведь ему приходится временами оставаться без мамы и папы), страхом сделать что-то впервые, быть не таким, как другие, да любым другим страхам. У многих из нас до сих пор остались страхи, которые мы принесли из детства. Возможно, вам повезло, и вы смогли сами излечить свой страх, либо же засунули его подальше, в самые далёкие уголки сознания. Вам кажется, что он никогда не выберется из этой темницы, но, к сожалению, бывают случаи, когда взрослым людям требуется серьёзное лечение у психолога, причиной которому становятся все те же детские страхи. Будем надеяться, что нашим детям это не грозит, потому что у них есть мы, современные родители, готовые помочь победить этот вредный, так мешающий малышу, детский страх и не позволить ему оказывать влияние на жизнь нашего ребёнка.

В интернете вы найдёте множество советов профессиональных детских психологов о том, как действовать вам, если ваш малыш боится. Я тоже дам вам несколько своих советов, которые сформировались у меня в процессе наблюдения за своим и другими детьми, разговора с психологом, чтения специальной литературы и интернет-статей. В большинстве своём они, конечно же, будут касаться сказкотерапии, которая является сильным инструментом при лечение детских страхов.

  1. Уважайте страх своего ребёнка. Если ребёнок боится, то на это существуют причины. Ваш ребёнок, так же, как и вы, имеет право испытывать те чувства, которые он испытывает. Не говорите: «Ничего страшного! Не бойся, это пройдёт! Это все лишь собака (темнота и т.п.)!». Вашему малышу необходима ваша поддержка, ему надо осознавать, что родители серьёзно относятся к его чувствам.
  2. Бойтесь вместе. Предложите малышу бояться вместе с ним. Поверьте, страх поделенный на два становится меньше в два раза. Возможно в процессе «бояния» ваш ребёнок раскроет вам причины своего страха. Только не переусердствуйте и не нагоните ещё больше страху на малыша. Не заостряйте внимание на страхе малыша без причины.
  3. Поиграйте в страх. Предложите ребёнку стать страхом и попугать вас. Это тоже может помочь вам выяснить причину. Любую болезнь легче вылечить, когда мы знаем её причину, то же относится и к страху.
  4. Творите волшебства. Испеките волшебное печенье, которое придаёт храбрости, или придумайте заклинание, которое отпугивает барабашек. Если ребёнок, например, боится говорить прилюдно, запаситесь заколдованной скрепкой, которую надо держать в кулачке, произнося речь в присутствие большого количества людей (желательно иметь несколько таких скрепок, на случай потери). Хорошие волшебные советы вы можете найти вот в этой замечательной, на мой взгляд, книге.
  5. Расскажите ребёнку терапевтическую сказку. Пусть герой этой сказки борется с тем же самым страхом, который есть у вашего ребёнка, и побеждает его. Сказку можно придумать самому, либо же воспользоваться готовой. Такие сказки можно найти в интернете, или купить сборник с терапевтическими сказками.
  6. Подружите ребёнка со страхом. Герой вашей сказки может не только победить страх, но и подружиться с ним. Таким способом я воспользовалась в сказке про темноту. Если ваш ребёнок, например, боится собак, расскажите ему сказку, в которой он сам (а не какой-то другой малыш), знакомится с собакой, которая помогает ему, спасает от опасности, и становится другом вашего ребёнка.
  7. Сделайте страх смешным. Придумывая сказку, вы можете очеловечить страх и придать ему смешные качества. Например, приведение, которого боится ребёнок, может оказаться старым смешным старичком, воющим по ночам не для того, чтобы напугать других, а потому, что ему самому страшно. Вы можете даже нарисовать вместе с ребёнком это смешное приведение. Внимание! Вы можете придать страху смешные, нелепые качества, но никогда не смейтесь над самим чувством страха, которое испытывает главный герой сказки. Я уже писала о том, что нужно уважать чувства ребёнка и признавать за ним право испытывать страх. То же самое действует и в сказке, ведь ребёнок отождествляет самого себя с главным героем.

Надеюсь, что мои советы помогут вам и вашему малышу в лечении страхов и придумывании своих терапевтических сказок. Я понимаю, что не все умеют сочинять сказки, поэтому я с радостью готова помочь вам. При необходимости пишите мне через форму контактов, либо оставляйте комментарии под этой статьёй.

«Сказкотерапия как метод коррекции страхов, фобий у приемных детей»

Детские страхи – это проблема, с которой сталкиваются многие родители. По утверждению психологов, существует около 30 разновидностей страха – безобидных, серьезных, а иногда и смешных, по взрослым меркам, которые закрепляясь, превращаются в фобии. По данным многочисленных исследований, большинство взрослых фобий были сформированы еще в детстве.

Фобия – это воображаемый страх в настоящем. По сути, под маской фобии скрывается тревога, происходящая из-за эмоциональной зависимости от кого-то, но «на поверхности» она проявляется как типичная фобия.

Важно выделить три главных момента в предупреждении появления детских страхов: никогда не следует пугать ребенка ради послушания, никогда не стыдить его за испытываемый страх, никогда не оставлять одного в незнакомой ему обстановке.

Подверженность ребенка страху ведет к осознанному переживанию страхов, либо к вытеснению их из сознания и ощущению тревоги. В этом случае для ребенка важны поддержка и помощь в преодолении страхов, получаемые в родительской семье, когда родители понимают чувства ребенка и особенности его внутреннего мира. Что же чувствует ребенок, оставшийся без попечения родителей, лишенный заботы, поддержки и любви родной семьи? Чувство беззащитности и неуверенность в собственном благополучии вызывают у него тревогу и различные страхи.

Причины возникновения страхов у детей:

психические травмы, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам;

ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным непринятием детей;

особенности характера и темперамента ребенка;

ссоры между родителями;

большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;

отсутствие возможностей для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создаёт проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе.

Как сделать так, чтобы душа ребенка оттаяла, какие найти способы преодоления страхов и как сделать его счастливым и успешным?

Сказкотерапия – самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых в современной научной практике. Сказкотерапия – означает «лечение сказкой». Одним из первых сказкотерапевтов можно считать Шахерезаду, которая своими сказками избавляла мужа от нервоза. А еще сказка учит жизни, и в сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять (не так обидно, не так больно). Множество авторов-психологов придумали свои терапевтические сказки и рассказы на все случаи жизни, а родителям остается лишь выбирать те, которые окажут помощь ребенку: Е.К. Прудиус «Сказкотерапия в помощь родителям. Там водятся волшебники», О. В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев «Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми», Дорис Бретт «Истории про Энни», С.П. Лавлинский «Мешок со страхами и другие невероятные истории».

Терапевтическая сказка – это сказочная история, построенная определенным образом с учетом конкретных страхов и особенностей ребенка. В таких историях очень важен главный герой, который встречается со своими страхами лицом к лицу. Ведь чем больше знаешь о том, что пугает, тем меньше боишься. Самое главное, чтобы в конце истории главный герой преодолел все препятствия и победил страхи.

Часто в терапевтических сказках присутствуют добрые помощники, спешащие на помощь герою. Главного героя могут защищать члены его семьи или животные, волшебные предметы или сказочные персонажи. Они могут наделять его силой и специальными умениями. В терапевтических сказках часто звучат темы дружбы и любви, и одним из основных посланий ребенку является то, что окружающий мир проявляет доброту к человеку.

Важно понимать, что сказкотерапия не подразумевает проведение нравоучений.

Для коррекции детских страхов можно использовать следующие техники сказкотерапии: рассказывание и сочинение сказки, переписывание сказки, рисование сказки, изготовление кукол, разыгрывание сказки. Некоторые сказки дети готовы слушать несколько раз, переживая за героев и воспринимая события сказки, прорабатывая модели поведения, изучая характеры персонажей. Для чтения отбираются сказки, доступные возрасту, которые читаются через день в течение определенного времени. После знакомства со сказками выбираются те из них, которые представляют наибольший интерес для детей, главное в том, чтобы ребенок сыграл роль того сказочного персонажа, которого боится, т.е. был в его образе и тем самым отреагировал чувство страха перед ним.

Метод «Рассказывание сказки» имеет свои особенности: лучше сказку именно рассказывать, а не читать, так как родитель может наблюдать, что происходит с ребенком в процессе рассказывания сказки. Родитель во время чтения рассказа сам должен погрузиться в сказку, и только тогда у него получится донести нужный смысл сказки. Чтобы ребенок заинтересовался сказкой, необходимо проявлять те эмоции, которые присущи героям сказки.

Метод «Переписывание сказки (дописывание, сочинение новых сказок и историй)» – переписывая сказку, ребенок или подросток сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию сюжет и конец. Он находит тот вариант, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения. Не всем детям хорошо дается эта техника сказкотерапии. Затруднения возникают в формулировке своих мыслей и отображении их на бумаге.

Метод «Сочинение сказок» – родитель и ребенок могут сочинять сказку вместе, сказку можно сочинять всей семьей, одновременно драматизируя ее всю, либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно. Вo вpeмя coчинeния иcтopии глaвнoму гepoю присваивается любое другое имя, не похожее на имя ребенка, чтoбы нe нaвязывaть ему гoтoвыe мoдeли пoвeдeния.

Метод «Рисование сказки» – нарисовать, слепить или представить ее в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, тестом, глиной, ребенок воплощает все, что его волнует, свои чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.

Не стоит обращать внимание на качество изображения, оно не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление в работах ребенка всяческих чудищ, огня или темных красок. Новая работа на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлые.

Метод «Изготовление кукол» – можно использовать куклы- марионетки, пальчиковые куклы, куклы теневого театра (очень просты в изготовлении, могут быть без лица, что дает ребенку возможность для фантазии). Оживляя свой страх, играя с ним, ребенок бессознательно усваивает то, что он может сам управлять своим страхом. Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения, что позволяет добиться определенных результатов. Манипулирование куклами позволяет снять нервное напряжение.

Метод «Постановка (разыгрывание) сказок» – драматизация или «проигрывание» сказки или ее частей. Здесь не нужны какие-либо актерские таланты. Только уверенность в себе, отсутствие стеснения и желание помочь своему ребенку – важный компонент в сказкотерапии. В сказочном образе ребенок может изобразить то, чего он боится. Мoжeт выбpaть ceбe любую poль и нaдeлить cвoeгo пepcoнaжa тaкими кaчecтвaми, кaкими oн зaхoчeт. Этo мoжeт быть и пoлoжитeльный и oтpицaтeльный гepoй, который будет пoхoж нa него, a мoжeт быть и его пoлнoй пpoтивoпoлoжнocтью. Необходимо создать атмосферу для вoзмoжнocти свободно выpaжaть cвoи чyвcтвa и oщyщeния.

Вы начинаете с того, что раздаете роли, решаете с ребенком, кто будет кем. Желательно, чтобы выбор сделал сам ребенок. При большом количестве персонажей вы можете: привлечь родственников, взять на себя дополнительные роли (тогда нужно будет каждый раз обозначать – «теперь я такой-то») или превратить обычные предметы (ручки, стулья и т.п.) в недостающих героев (озвучивать их будете вы и ребенок). Затем вы выстраиваете «сказочное» пространство: «диван будет морем, стул – горой, коврик – домом».

Использование танцев в сказкотерапии – эта форма направлена на раскрепощение ребенка. Именно в танце ребенок может показать то, что его волнует или пугает.

Один ребенок любит сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, с ним необходимо постоянно двигаться, третий любит что-то мастерить своими руками, кто-то любит рисовать. Сочетая различные приемы сказкотерапии, родители дают ребенку ту поддержку, которая ему необходима, помогают прожить сложные ситуации, расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с другими людьми, развивать навыки общения со сверстниками.

  1. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребенка». СПб: «Издательство СОЮЗ», 2000.
  2. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева — СПб.: Речь,
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб: Речь, 2006.
  4. Бежаева Д. Н., Зиновенко О. А. Сказкотерапия как средство работы с детскими страхами у дошкольников. Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016.
  5. Прудиус Е.К. Сказкотерапия в помощь родителям. Там водятся волшебники. М.,2006.
  6. http://moluch.ru/archive/102/23241/
  7. http://psihomed.com/skazkoterapiya-dlya-detey/

Ведущий специалист, методист

отдела работы с приемными семьями Е.Н. Коломийчук

Ссылка на основную публикацию